11. как называются основные жанры церковной музыки средневековья?

11. как называются основные жанры церковной музыки средневековья?

  1. аве мария.. . ежи еси на небеси.
  2. Церковная вокальная и инструментальная музыка средневековья:
    Вокальная:
    Музыка в католическом богослужении:
    Мотет
    Месса
    Духовный концерт

    Музыка в протестантском богослужении:
    Протестантская месса
    Протестантский хорал

    Музыка в православном богослужении:
    Распевы
    Русский духовный концерт

    В Западной Европе в VIIIIX веках сложился стиль богослужебного пения, названный григорианским в честь папы Григория I, поскольку традиция приписывала ему авторство большей части песнопений римской литургии. Одноголосное григорианское пение (или григорианский хорал) предусматривало разные, но строго определнные степени распева для различных частей литургии от речитации до мелодически развитых и напевных построений. При этом в целом манера исполнения оставалась строгой, сдержанной, с плавными переходами, постепенными подъмами и нисхождениями. Распев строго подчинялся тексту, который и определял его ритмику; при этом в хоре церковном присутствовали исключительные мужские голоса. В григорианском пении различаются два типа исполнения: антифонное чередование двух хоров и респонсорное пение солиста чередуется с небольшими репликами хора.

    Основу как римско-католического, так и православного богослужения составляли библейские тексты; постепенно к ним добавлялись новые части, специально сочиннные, однако имена авторов этих текстов нам по большей части неизвестны: либо история их не сохранила, либо авторство оспаривается (как, например, папы Григория I). Таким же анонимным изначально было и музыкальное оформление, которое вырабатывалось в процессе отбора, переработки и унификации. Григорианское пение развивалось и усложнялось вместе с текстом литургии, и уже в IX веке на его основе складывались ранние формы церковного многоголосия 2-голосный органум. В дальнейшем свом развитии многоголосие вытеснило григорианский хорал.

    К XII веку органум развился в 3- и 4-голосный дискант, а затем и в более сложные формы; на их основе, в свою очередь, в XIIIXIV веках развивались крупные формы хоровой церковной музыки месса (разраставшаяся постепенно) и мотет.

    Начиная с XI века в Западной и Центральной Европе медленно (поначалу это дорогостоящее новшество могли позволить себе только церкви крупнейших городов) , но неуклонно распространялся орган; с ним в церковь пришло инструментальное сопровождение, строго регламентированное, как и вс в тогдашнем римско-католическом богослужении: звучание органа придавало торжественность определнным частям богослужения.

    Православная церковь не приняла органное гудение ; здесь единственным инструментом по-прежнему оставался человеческий голос. В католической же церкви на протяжении веков орган оставался единственным допущенным инструментом, значительно позже появились струнные, и уже в XVII веке, в эпоху барокко, в церковный обиход вошло чисто инструментальное произведение для струнных sonata da chiesa (церковная соната) , разновидность трио-сонаты.
    Из шести частей католического ординария протестантская церковь сохранила только первые две части Kyrie eleison (Господи, помилуй) и Gloria (Слава) . При этом функция органа не сводилась к простому сопровождению хора: органные прелюдии предваряли и завершали службу; пассакалии, чаконы, партиты, прелюдии, а также фантазии, ричеркары, токкаты могли исполняться и по ходу богослужения, то, с чем боролась римско-католическая церковь

    Генрих Шайдеман ( 1595-1663) - Преамбула


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *