Чичиков в гостях у Собакевича

Чичиков в гостях у Собакевича

  1. ой что онО там делает?
  2. Характер Собакевича начинает раскрываться перед нами еще в первой главе, когда он, едва познакомившись с Чичиковым, тут же наступил ему на ногу, сказавши: Прошу прощения . Эти неповоротливость, неуклюжесть и немногословие сразу же производят впечатление чего-то грубоживотного, малоподвижного, тяжелого. Оно бесконечно усиливается в ходе дальнейшего знакомства с ним. Основными чертами характера Собакевича являются звериная жестокость и хищность. Не случайно Гоголь сравнивает его со средней величины медведем . Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, его практически нельзя обмануть. Характер Собакевича великолепно схвачен писателем и раскрывается не только во внешности, но и в его манере говорить, двигаться, во всем: укладе его жизни. Еще подъезжая к имению, Чичиков обратил внимание на большой деревянный дом с мезонином, красной крышей, темно-серыми, или лучше дикими стенами , на то, что двор окружен был крепкой и непомерно толстою деревянной решеткой , чго конюшни, сараи и кухни были построены из полновесных и толстых бревен, определенных на вековое стояние .
    Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от пузатого орехового бюро на пренелепых четырех ногах и кончая последним стулом, удивительно тесно срослась со своим хозяином и, казалось, говорила: Я тоже Собакевич. И я тоже очень похожа на Собакевича .
    Однако, подчеркивая основательность и прочность поместного быта Собакевича, Гоголь вместе с тем подчеркивает его неуклюжесть и уродливость. При этом важно подчеркнуть: уродливость вещей, уродливость обстановки выдают и уродливость человеческой души. В чем же она проявляется? Для Собакевича характерно в высшей степени враждебное отношение ко всему, что связано с духовным началом в человеческой жизни. В его глазах просвещение, культура - все только выдумки, никому не нужные и вредные. Толкуют: просвещение, просвещение, а это просвещение - фук! - заявляет он, непоколебимо уверенный в своей правоте.
    По твердому убеждению Собакевича, единственно важным делом жизни может быть только забота о собственном существовании и благополучии. Насыщение желудка у него при любых обстоятельствах (дома или в гостях - не важно) всегда стоит на первом плане.
    Исключительно ярко раскрывается кулацко-медвежья хватка Собакевича в сцене купли-продажи мертвых душ .
    Слушая витиеватые подступы Чичикова к интересующей его теме, расчетливый и хитрый Собакевич прекрасно понимает, что все это еще далеко от сути дела, но едва только эта суть стала ему ясна, он деловито обрывает красноречие Чичикова, и это выразительно оттеняет писатель изменением его позы.
    В отличие от Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевич мгновенно оценивает выгодность предложения Чичикова и стремится сорвать куш побольше, заламывая цену сразу по сту рублей за штуку . Причем, прекрасно понимая всю незаконность предлагаемой гостем сделки, он пытается даже его шантажировать: Но знаете ли, что такого рода покупки не всегда позволительны, и расскажи я или кто иной - и г. д.
    Весь нравственно-психологический облик Собакевича не оставляет сомнений относительно положения его крестьян, но помещик этот понимает, что разорять их невыгодно ему самому. Вот почему деревянные избы его мужиков были срублены так же надежно и прочно, как и дом их хозяина. Расчетливый, хитрый, прижимистый, человек-кулак , Собакевич по-своему не менее типичен, нежели тупая Коробочка или прожектер Манилов, и Гоголь подчеркивает эту типичность, сравнивая его с крупным петербургским чиновником, грабящим казну. Собакевич страшен своей звериной сущностью, желанием прижать, сломить, подчинить себе других, зажать в кулак, показать себя , наступить всем и каждому на ногу.
    Гоголь назявает мртвыми душами не только умерших крестьян, которых покупал Чичиков, но и самих же помещиков крепостников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *