чистая х-рня

9

 

 

 

ТИТУЛЬНИК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Кино – довольно молодое, однако быстро развивающееся искусство. Начиная с момента своего возникновения (1895 г) оно постоянно подвергается изменениям.

С возникновением кинематографа появилась новая форма самовыражения, оказывающая влияние на людей. Не случайно XX век стал веком кино. Развитие кинематографа проходило намного быстрее, чем развитие любого другого искусства. Причем, развитие не только техническое (появление новой техники и ее совершенствование), но и стилистическое развитие, то есть возникновение различных жанров, направлений.

Однако, несмотря на то, что кинематограф – массовая, быстро развивающаяся культура (а, возможно, именно из-за этого), в некоторых аспектах он мало изучен.

Один из таких аспектов – стилистика в кино. О стиле в кино написано довольно много работ, но эта область остается все еще мало изученной. Связано это в первую очередь с тем, что стиль – довольно субъективное понятие, каждый вкладывает в него свой собственный смысл.

До сих пор исследуя стиль в кинематографе, киноведы рассматривали не общее понятие «стиль», а лишь частные элементы стилестроения, объединяя различные фильмы по одним общим элементам стиля.

Актуальность, новизна, степень разработанности.

Цель работы – определение элементов, влияющих на стилистическое единство фильмов.

Поставленные задачи – после определения стилистических элементов выявить их в фильме режиссера Жан-Пьера Жёне «Амели» и снять музыкальный клип, используя в нем эти элементы.

Дипломная работа будет состоять из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть состоит, в свою очередь, из трех глав, а так же введения и заключения.

В введении будут описаны цель и задачи, поставленные в работе.

В первой главе будут рассмотрены стиль и его стилистические особенности. Глава состоит из двух параграфов. Первый – рассмотрение непосредственно понятия «стиль в кино» - как его описывают разные искусствоведы, выявление причины мало изученности этого понятия. Второй параграф – описание тех элементов, влияющих на становление стиля в кино.

Во второй главе будут описаны стилевые особенности фильма «Амели» с помощью выявления элементов, описанных во втором параграфе первой главы. Вторая глава та же состоит из двух параграфов. Первый – история создания фильма «Амели». Второй – непосредственно стилевые особенности фильма.

Третья глава посвящена практической части работы. В ней будут описаны все этапы съемки музыкального клипа.

В заключении будет описано, были ли достигнуты поставленные в введении цель и задачи

Глава 1. Стиль и стилевые особенности в кинематографе.

 

1.1.Проблемы стиля. В настоящее время понятие «стиль» довольно неоднородно и неоднозначно. Существует множество концепций, что такое «стиль» и нельзя придерживаться какой-то одной из них, из-за того что сама наука о стиле, к сожалению, пока так и не наработала четких критериев, положенных в ее основу. Об этом понятии говорят довольно много искусство- и киноведов, но при этом нет определенного понимания, что же такое стиль.

Очень часто исследования о стиле в кино начинаются с классификации самих исследований, но при этом абсолютно забывается, что сама классификация – это результат наработанной теории. «В результате допускается

смешение принципов различных типов классификации. В основу

подобных классификаций весьма часто кладутся не существенные, а вторичные

и легко фиксируемые признаки фильмов, что и обессмысливает

порой результаты подобных операций»1

Каждый раз понятие стиля и границы его понимания менялись. В эти границы входили то общие тематические элементы, то частные – выразительные средства и приемы. Однако такое изучение отрицательно влияет на описание наблюдений за элементами стиля из-за невозможности методологически обобщить выводы.

Клюева Л. Б. в своей книге «Проблемы стиля в экранных искусствах» так описала решение этой проблемы: «Необходима точка опоры, выработка принципов стилевого анализа как отдельного произведения, так и обширных стилевых формаций»2 Нужно выявить некоторые компоненты, которые влияют на формирование стиля. Эти компоненты должны быть довольно легко конкретизируемыми, но подходящими под описание большинства фильмов.

Сложность изучения стиля в одной форме выражается в том, что стиль – очень многоплановое понятие, включающее в себя большое количество направлений. Трудно проследить границы стиля, так как нет четкого понимания, где заканчивается стиль, а начинается, например, жанр. Или в чем отличие стиля от стилизации.

Так же проблема заключается в том, что существуют разные подходы изучения и описания стиля. «Как правило, мы имеем дело либо с эмпирическими произвольно-субъективными построениями, либо с отвлеченно-теоретическими абстракциями»3 Сторонники этих двух методов не согласны друг с другом, считая только свой метод правильным для описания стиля. Однако нельзя противопоставлять эмпирический и теоретический подходы, так как они являются дополнением друг друга. Умение анализировать понятие стиля, используя при этом теоретическое осмысление, очень важно.

Чтобы полностью изучить такую разностороннюю категорию, как стиль, необходим не только анализ (как хорош бы он не был), но и теоретические описания. Благодаря им можно увидеть разницу не только между художественными, но и изобразительными элементами фильма.

На самом деле киноведы пытались описать стиль с раннего этапа существования кинематографа. «Проблема стиля возникла на страницах советской кинопечати в 20-е годы, но при этом понятие стиля, как правило, связывалось непосредственно с вопросами монтажа»4

Действительно, чаще всего информация по стилю в кино связана именно с монтажом. Монтаж, несомненно – важнейшая составная часть кинокартины. Именно с помощью монтажа можно чередовать различные крупности, менять темп смены кадров и придавать тем самым фильму особенную «окраску». По мнению Эйхенбаума именно монтаж стилистически окрашивает фильм. В своей статье «Проблемы киностилистики» он так описал монтаж: «У нас принято понимать монтаж только как «сюжетосложение», между тем основная его роль стилистическая. Монтаж это прежде всего система кадроведения или кадросцепления, это своего рода синтаксис фильма»5

Однако, монтаж – не единственное, что влияет на стилистику фильма. Так же стилистически окрашивают фильм и изобразительно-выразительные приемы съемки (такие как ракурс, наполненность кадра, цветовое решение и прочее), и даже сюжетные построения.

К ПРИМЕРУ,…………….

1.2. Что влияет на понятие «стиль в кино».Трудно сказать, является ли кинематограф индивидуальным или коллективным творчеством. А фильм как продукт этого творчества выступает в качестве воплощения задумки одного человека или на его стиль влияет работа всего творческого коллектива? Ведь по сути, то, каким выйдет фильм в плане стиля – это задумка режиссера, но так же на это влияет работа и оператора, и монтажера, и цветокорректора и других членов киноколлектива. Режиссер направляет этих людей, воплощая свое виденье сценария, но, несомненно, каждый из них вносит большую часть в формирование конечного стиля фильма. Это связано с тем, что каждый участник процесса создания фильма может использовать свои методы, основанные на собственном видении мира, придерживаясь при этом общей задумке режиссера.

Где же заканчивается индивидуальность режиссера и начинается работа коллектива, каждого его члена?

Процесс создания фильма состоит из нескольких этапов. Клюева Л.Б. выделила такие три этапа:

«1) создание драматургической основы фильма — сценария;

2) работа творческого коллектива в досъемочный период: создание пластического эквивалента сценарного материала; теоретическая разработка стилевой концепции фильма;

3) съемочный и монтажный период: создание цельного экранного образа, реализация стилевой концепции фильма»6

Как видно из этого деления, сценарий – очень важная начальная составляющая фильма. Именно от сценария зависит вся драматургическая конструкция фильма, дающая возможность, в свою очередь, выбрать стилевую направленность фильма.

Однако является ли сценарий составляющей только кино или это – особая форма литературы, которая лишь впоследствии станет частью фильма?

По сути, сценарий – это литературное искусство, однако видоизмененное и направленное для работы на киноискусство. Сценарист должен хорошо знать процессы создания фильма для того, чтобы понимать, как та или иная его задумка в сценарии может быть осуществлена при постановке и впоследствии на экране. «Сценарий, обладая относительной завершенностью, в общем процессе

создания фильма всего лишь начало работы над картиной, важнейшая

отправная точка, специфическая стартовая площадка»7 Однако не всегда стиль сценария совпадает с конечным стилем фильма. Это зависит от многих обстоятельств, одно из которых – как сильно сам сценарист представляет стиль будущего фильма. Чем ярче он видит стиль, тем больше его влияние на остальных членов киноколлектива.

 

Следующий этап – досъемочный. Во время него режиссер-постановщик обрабатывает сценарий, придавая ему свой стиль, основанный прежде всего на мировоззрении самого режиссера.

При работе над режиссерским сценарием выявляются изобразительные части фильма, создаются композиционные решения, направленность фильма. Именно этот этап создания фильма больше всего влияет на становление стиля фильма.

«В зависимости от поставленных задач художник делает самые разнообразные

эскизы к фильму (изобразительная экспликация, эскизы декораций, комбинированных кадров, персонажей, костюмов и т.д.). В эскизах выявляется своеобразие авторского пластического мышления, определяющего особенности изобразительной композиции будущего фильма, его пластические свойства и характеристики»8

Таким образом, режиссерский сценарий в самой большой степени влияет на создание особого стиля фильма. При этом все зависит от режиссера. То, как он представляет персонажей, как видит декорации и костюмы и все остальные нюансы фильма имеют большое значение.

На то, какое решение примет режиссер для создания того или иного эпизода фильма, влияет личное понимание окружающего мира самого режиссера. Любой факт его биографии может быть решающим в принятии самых разнообразных решений.

Однако заканчивается ли именно на этапе создания режиссерского сценария стилеобразование будущего фильма? Нет, не заканчивается.

 

Не менее важным так же является работа оператора-постановщика. От него зависит композиция, как каждого отдельного кадра, так и фильма в целом.

Оператор-постановщик может использовать в своей работе такие изобразительные средства как разноплановость, ракурсы, съемка динамической камерой и т.д. Все эти средства помогают оператору выстроить пространство кадра.

«Итак, функции оператора в создании стилевого единства фильма

разнообразны и сложны, ибо он является «носителем» целостной конструкции

зрительного ряда, творцом пластической образности — важнейшего

аспекта стилевой концепции фильма»9

 

Следующими важными компонентами стиля являются свет и цвет кадра. От освещения зависят эмоциональная окраска кадра и понимание времени и места происходящего события.

Цвет кадра так же влияет на смысловое значение. Цвета могут, как нагнетать обстановку, так и смягчать ее. Помогают нам понять тревожность момента, целостное эмоциональное направление фильма и т.д. Если мы увидим, например, кадр с темными холодными цветами, то поймем, что перед нами, скорее всего, триллер. А если наоборот, цвета будут солнечными, то вполне возможно, что мы смотрим сказку. Конечно, такое правило не всегда уместно. Но зачастую подсознательно мы всегда строим себе представление о фильме из понимания нами цветов: темные – угнетающие, таинственные, пугающие; светлые – радостные, успокаивающие. Красный – тревожный цвет; синий – успокаивающий. ПОСМОТРЕТЬ ЗНАЧЕНИЯ ЦВЕТОВ!!!

 

Так же со становления кинематографа важным для составления представления о фильме являлся звук. Вначале он был не частью фильма, а лишь играл вспомогательную роль при просмотре. Технически нельзя было накладывать звук на кинокадры, поэтому при показе музыканты играли музыку непосредственно в кинотеатре. Позднее звук появился внутри кадра. Это была инструментальная музыка, передающая настроение эпизодов. Но все же это не было как таковой частью фильма: музыка в то время не меняла наше эмоциональное состояние и не влияла на передачу смысла происходящего на экране.

После того как появилась возможность записывать и воспроизводить звуки непосредственно голосов актеров и шумы происходящего на экране, кинематограф перетерпел второе рождение. Благодаря тому, что зрители теперь могли не только видеть, но и слушать актеров, изменилось их отношение к происходящему на экране. Теперь фильм мог не только передавать настроение эпизодов и отдельных кадров, но и влиять на изменение эмоций зрителей. Такую же роль исполняли и различные шумы, такие как, например шум дождя, вой ветра, стук колес и т.д. Зрители теперь могли, как бы почувствовать себя внутри происходящих событий, что, конечно же, повлияло в немалой степени на получаемые эмоции при просмотре.

Изменения со временем перетерпела и сама закадровая музыка. Теперь это не только инструментальные композиции, но и самые различные сочетания звуков и музыкальных направлений.

Музыка, конечно же, тоже влияет на стиль фильма. Одни режиссеры любят задействовать музыкальные композиции, приближенные к классической музыке, другие – песни, популярные во время создания фильма. У одних режиссеров звуки играют немаловажную роль, направляя эмоции зрителей, у других – лишь вспомогательную, передавая лишь самые значимые звуки.

Клюева Л.Б. выделила семь «моментов» использования музыки в современном кинематографе:

«1) собственно музыкальное осмысление драматургии, создание музыкальной темы фильма, общего интонационного строя;

2) музыка как эмоционально-связующее начало, как носитель организационно-

ритмической упорядоченности;

3) музыка как проявитель стилевой и жанровой определенности;

4) музыка как выразитель авторского начала, авторского «высказывания», обобщение, «комментарий», оценка;

5) диалектика музыкального и изобразительного рядов: музыка «углубляет» образ, открывает внутренние сферы, мир чувств, мыслей, эмоций;

6) музыка как проявитель сферы подсознательного;

7) контрапункт как момент переоценки изображаемого на экране, привнесение многозначности в прочтение кадра и т.д.»10

 

Нельзя говорить, что актерская игра в фильме – отдельна по своей стилистике от всей картины в целом. Да, у каждого актера есть свой стиль игры, но нельзя, чтобы этот стиль отличался, «не состыковывался», или шел отдельно от стиля фильма.

Задача любого актера органично исполнить свою роль, вписать ее в общую концепцию фильма. Андре Базен говорил об этом в своей книге «Что такое кино?»: «Поведение актеров всегда должно быть рассчитано таким образом, чтобы их игра не шла вразнобой с окружающей обстановкой или с игрой других персонажей. Сам по себе человек — это один из многих фактов, которому не должно быть придано априори никакого преимущественного значения»11

Только индивидуальность режиссера может послужить опорой для создания стиля будущего фильма. Ведь, не смотря на то, что фильм, как было сказано раньше, создается усилием многих художников, именно режиссер генерирует их стили в единое целое.

Кинематограф – постоянно изменяющееся искусство. Каждое новое направление в кино имеет не только эстетические, но и технические особенности. К ним относятся: появление звука и цвета, новые виды камер, разные техники монтажа, распространение и совершенствование спецэффектов. Конечно же, эти новшества так же влияют на стиль. Например, один режиссер любит вставлять в свою картину эпизоды, снятые появившейся относительно недавно камерой, а другой – добавлять новейшие спецэффекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Клюева Л.Б. Проблема стиля в экранных искусства. М.: ГИТР – с. 5

2 Там же – с. 6

3 Там же – с. 6

4 Там же – с. 9

5 Эйхенбаум Б. Проблемы киностилистики//Сб. Поэтика кино – с. 33

6 Там же – с. 43

7 Там же – с. 45

8 Там же – с. 46

9 Там же – с. 48

10 Там же – с. 48

11 Базен Андре. Что такое кино? — М., 1972. — С. 276

Posted in Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *