Особенности композиции и жанра романа Герой нашего времени?

Особенности композиции и жанра романа Герой нашего времени?

  1. Композиция в романе сложная и оригинальная. С одной стороны, в центре всех пяти новелл образ Печорина, с другой стороны, здесь нет обычного "наслоения" эпизодов, сцен, встреч главного героя с другими персонажами.
    Столкновение главного героя романа с другими персонажами образует несколько сюжетных линий, в основе которых разные конфликты: интимные, психологические, нравственные, философские, конфликты характеров: Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и водяное общество . Эти сюжетные линии, различные по протяженности во времени, дополняются скрытым подтекстом (конфликт Печорина и власть имущих , по воле которых он оказался на Кавказе, правопорядок которых герой не принимает) . Соединение сюжетных линий образует полифоническую структуру романа. Это, конечно, новаторское произведение в своей идейно-художественной основе.
    Первое-это нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина внешне практически не связанных между собой. Начинает роман повесть Бэла , далее следует Максим Максимыч , затем Тамань , Княжна Мери и Фаталист , тогда как в жизни главный герой сперва едет на Кавказ и встречает контрабандистов -"Тамань , потом приезжает в Пятигорск, где разворачивается действие "Княжны Мери": за дуэль с Грушницким Печорина посылают в отдаленную крепость, где он похищает черкешенку-"Бэла"; после истории с Бэлой герой живет некоторое время в казачьей станице, где происходят события, описанные в "Фаталисте"; наконец, Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина по дороге в Персию, где он впоследствии умирает-"Максим Максимыч".
    Сюжет и фабула несовпадают . Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя.
    Именно композиция и стиль подчинены этой задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо "история души человеческой, - как заявляет автор в Предисловии к "Журналу Печорина", - хотя с самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление".
    Образ Печорина раскрывается двояко:
    с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия. Вот почему роман Лермонтова четко делится на две части; каждая из этих частей обладает внутренним единством.
    Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики.
    Вторая часть подготавливается первой. В руки читателя попадает "Журнал Печорина", в котором он рассказывает о себе.
    Роман построен так, что Печорин и его история последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *